2021 —  2022

Кураторский проект «ИНОРОДНОЕ ТЕЛО»


Проект «Инородное тело» — это проект про Балтийскую косу, одно из самых загадочных и отстраненных мест региона.

Начиная с января 2021 года участники Калининградского фотоклуба совместно или порознь периодически совершали поездки на Балткосу, осуществляя съемку проекта «Инородное тело».  В основе этого проекта лежит художественная практика walking направленная на соприкосновение фотографа (художника) с окружающей средой, ландшафтом, погружение в атмосферу исследуемого места.

Выбор темы «инородное тело» обусловлен духом местности. С российской стороны территория косы окружена водой, как бы отрезана от большой суши и существует отдельным фрагментом, что является феноменом этого места, по мнению участников проекта. Поэтому поездки на косу всегда отдельное особенное путешествие. Проект посвящен осмыслению чужеродности в пространстве, ландшафте и среде Балтийской косы. Каждый автор смог погрузиться в атмосферу локации, прочувствовать настроение и выразить свое видение через фотографию. 


Нина Михеева

Нина Михеева увидела в Балтийской косе «живой организм с энергией питающей человека. Человек искромсал тело этого организма и напичкал всякими чуждыми ему предметами, чтобы высвободить эту энергию и стать сильнее, тем самым оборвав связь с природой и став разрушителем. Следы этого повсюду…» 



Максим Хлызов

Максим Хлызов уверен,  что «Балтийская коса — удивительное место, полное тайн…», он работает с формой «инородного тела». Может ли быть инородный предмет правильной формы? Есть ли у него форма вообще?  И если это геометрическая фигура, что это может сказать о нем?  


Елена Зеленская

Елена Зеленская обратила внимание на «следы немецкого военного прошлого» этого места, она говорит «Балтийская коса для меня — памятник уходящему…», с сожалением подчеркивая, что «любые другие проявления жизнедеятельности человека в этом месте — носят в себе черты инородного тела»


Ирина Певнева

Ирина Певнева вспоминает свои первые впечатления от посещения Балтийской косы — «это было лет десять назад. Тогда, я с совершенным удивлением обнаружила среди дюн военные укрепления, бункеры. Их наличие здесь объясняет история, но, по ощущениям, все это выглядело для меня совершенно сюрреалистично, чужеродно и даже сказочно. Сейчас я не романтизирую эти обломки войны. Для меня они крепко связаны с болью и чувством страха. Ощущения поменялись кардинально, но их инородность никуда не делать. Странно испытывать такие эмоции, находясь здесь, на Балтийской косе, вдыхая аромат сосен, ступая босиком по теплому песку, слушая, как на солнце потрескивают созревающие шишки».   


Александр Пожидаев

Александр Пожидаев считает, что «инородное тело для Балтийской косы — это люди. Чуждый пассажир, проникший на косу, оставляет мусор, как свидетельство своего существования, меняет ландшафт под себя. Следы, оставленные людьми на косе, вызывают болезненные ощущения и печаль. Неужели мы не в состоянии быть в гармонии с природой, ну, или на худой конец, не оставлять горы мусора и увозить обратно всё, что привезли с собой?!»


Юлия Горбунова

Юлия Горбунова работает с рядом ассоциаций, говорит, что «первая ассоциация, которая возникает у меня при словосочетании „инородное тело“ — это заноза. Каждый из нас когда-то цеплял занозу в палец или руку, но если ее не удалить получится нарыв и загноение, поэтому необходимо обработать пораженный участок и избавиться от занозы. Пребывая на Балтийской косе складывается ощущение, что на этом небольшом участке суши очень много заноз. Начиная от заборных столбов и заканчивая разрушающимися ангарами.»


Николай Харченко

Николай Харченко рассуждает на тему инородности и места,  задается риторическими вопросами, на которые, как известно, невозможно найти ответы. «Инородное тело… Сложно сказать, что здесь не на своем месте. Клочок суши посреди воды? Следы человека и человечества в лесах и дюнах? Может быть немецкая архитектура в современной реальности? Или наоборот наше время инородно в старинных зданиях? А если это мы — инородные тела, приплывающие на пароме в прошлое?»


Виктория Багуцкая

Виктория Багуцкая сравнивает Балтийскую косу с Зоной Посещения из книги «Пикник на обочине» братьев Стругацких. «Раньше любила тут бывать… Сейчас бываю редко, а если и приезжаю, то предпочитаю природную часть, вытесняя теневую сторону, на которую и смотреть-то больно… Инородное тело? Как применить это понятие к Балткосе? Быть может, все что здесь находится, включая людей, и есть инородное тело? Дико смотрятся обрубки проводов, торчащие из дюны, и останки машин, и следы колес на пляже. А сосны, пушистые сосны везде тут прекрасны, даже если выросли не там, где надо, а просто, где пришлось»


Ника Шелкова

Ника Шелкова говорит: «В течении всей моей жизни я переезжаю с места на место и ощущение инородного тела мне знакомо. Инородность в вещах разбросанных в пространстве, собранных с разных времен, но обладающих памятью. Если говорить про Балтийскую косу, здесь каждый предмет не на своем месте, но от этого он становится самостоятельным объектом и начинает жить своей жизнью. 


Владислав Беляев

Для Владислава Беляева нахождение на Балтийской косе рождает поэтическое инородное: «Нет памяти, нет чувств, нет души… Есть время старящее и разъедающее… Есть еще что-то, живое, вырывающее из недр песка своим стволом и постепенно поднимающее. К небу. к солнцу… да, еще и этот снег… Оно здесь ни к месту, оно чужое… Но оно здесь»    


*Фото для афиши, фото группы Максим Хлызов




Backstage  

** фото Максим Хлызов, Александр Пожидаев, Елена Зеленская