выставки:

  • «Дом», пространство «Заря», Калининград, 2025

красный слой 

Серия «Красный слой» — попытка зафиксировать хрупкую материю локальной идентичности. Калининградская область — территория тектонического разлома исторического сознания, где слои истории пересобираются, как пазл с недостающими фрагментами. Здесь каждый кирпич — не просто строительный материал, а носитель трансформации.  

Я родилась в небольшом городке Калининградской области, в доме из красного кирпича — том самом, который является так называемой довоенной постройкой. Его стены до сих пор хранят не только мои детские воспоминания, но и чужие истории, вмурованные в швы кладки. Возможно, под слоями штукатурки скрывались следы другого времени, другого языка, другой жизни.  

Я работаю с отпечатками фотографий мест и деталей, которые существуют на границе между прошлым и настоящим: довоенные немецкие постройки, послевоенные реконструкции или современный капремонт, случайно сохранившиеся детали. Также в поле моего зрения попадает природное — деревья и птицы, как что-то противоположное кирпичным постройкам. Эти изображения буквально впечатаны в поверхность кирпича — как следы, которые оставляет время.  

Моё фотографическое образование заставляет меня видеть в этом процессе не просто перенос изображения, а создание нового артефакта. Фотоотпечаток на кирпиче — это не иллюзия, а физическое вторжение в материал. Трещины, неровности, фактура — всё это становится частью изображения, как будто сама земля сопротивляется чёткой фиксации.  

Кирпич — универсальный строительный элемент, но в Калининграде он особенно символичен: это и остатки немецкой архитектуры, и советские новостройки, и современные реконструкции. В этом материале сходятся все эпохи региона. А для меня он ещё и глубоко личный — это стены моего детства, холодные на ощупь зимой и тёплые в лучах закатного света.  

Для меня это не только исследование локальной идентичности, но и попытка разговора с собственным прошлым. Я не принадлежу к довоенной истории этого города, но и не появилась «на пустом месте». Моя память начинается с этих кирпичных стен, с их шероховатости.   

Серия существует на стыке документального и скульптурного: это не просто изображения, а объекты, которые можно потрогать, поставить друг на друга, разобрать. Как память — её тоже можно перекладывать, но каждый раз она будет складываться немного иначе. 

projects

RU
EN