Проект «Дневник незнакомки»
Авторы: Юлия Горбунова, Алина Пацюк
«Я не могу принять своё физическое тело до конца, не могу получить удовольствие от его созерцания, на людях я не могу расправить плечи, я сутулюсь и стесняюсь. Осознав в полной мере, что всё это стеснение исходит от меня самой, моей внутренней цензуры, я начала путь к осознанию своей женской привлекательности и сексуальности…»
Латынь считается «мёртвым языком», останки и тяжеловесные руины которого до сегодняшнего дня, тем не менее, выживают в двух отраслях — философии и медицине. Словно «мертвец» до сих пор пытается описать в рамках предельно точных и строгих суждений две сущностные данности человеческого бытия — душу и тело. Строгое суждение — на латыни «censura». Непосредственно цензура — едва ли не вечная спутница женского тела как в художественном, так и в совершенном повседневном ракурсе. В первую очередь на поверхности лежит строгое суждение или набор строгих суждений о себе самой. Самоцензура падает, что иногда парадоксально, на благодатную почву в современном мире, где телесность женщины дискурсивно существует в нескольких плоскостях, осциллируя между религиозной культурой, патриархальным укладом и традицией, феминизмом, культурой потребления и объективацией, социальной нормой. «Дневник незнакомки» — это личное и основанное на собственном опыте высказывание двух художниц Юлии Горбуновой и Алины Пацюк о принятии своей женственности и сексуальности, любви к себе и заботе о себе, борьбе с запретами в собственном сознании, преодолении когнитивного диссонанса между репрезентациями души и тела. Проект представляет собой «вырванные» из личного дневника страницы с фотографиями героини, на которых изображены слова и буквы, составляющие слово «censura». Каждая буква даёт начало другому слову, привязанному к определённому понятию или явлению в жизни женщины. Canon, eros, nature, soma, usurpo, ritus, amor… «Правило», «страсть», «рождение», «тело», «употребление», «ритуал», «любовь»… Femina, cultura, rumor… «Женщина», «воспитание», «молва»… «Мёртвые», надёжно отпечатавшиеся в современном языке, слова символизируют многогранность и многомерность жизни женщины и женских ролей в обществе. Художницы будто бы прикладывают к травмированному телу холодные речевые штампы, чтобы они растаяли и превратились в мёртвую воду, заживляющую раны. Что станет для незнакомки живой или живительной водой — об этом дневник пока не говорит.