


Выставки:
- «Фантомы», арт-пространство «Понарт», Калининград, 2023
Камень на сердце
Художественный проект «Камень на сердце» исследует материальную метафору психологического состояния, заключенного в одноименном фразеологизме. Автор обращается к феномену внутриличностного конфликта, интерпретируя его не как абстрактное переживание, а как конкретный физический объект — камень, обладающий массой, фактурой и неумолимой материальностью.
Процессуальная практика художника заключается в присвоении найденных на морском берегу природных объектов (ready-made) и их последующей трансформации в арт-объекты-носители личного опыта. Действие начинается с акта выбора, где камень распознается как внешнее воплощение внутренней «тяжести». Его перемещение в личное пространство студии маркирует переход из природного контекста в символическое поле искусства.
Ключевым методом является ритуализированный акт фотографической фиксации момента эмоционального напряжения с последующим переносом изображения (с помощью эмульсии) на поверхность камня. Данный процесс можно рассматривать как акт интроекции — психологического механизма, при котором внешние объекты или переживания усваиваются личностью и становятся частью ее внутреннего мира. В проекте эта механика инвертирована: внутреннее переживание («душевные терзания») через технологический медиум экстернализируется и буквально «запечатывается» в объекте, обретая новую, осязаемую форму.
Проект опирается на семантику русской идиомы «камень на сердце», обозначающей состояние глубокой тревоги, душевного груза и неразрешенного противоречия. С научной точки зрения, это переживание коррелирует с концепцией внутриличностного конфликта, который в психологии понимается как столкновение противоположно направленных мотивов, ценностей или целей личности, сопровождаемое негативными эмоциями и ведущее к дезадаптации. Важной характеристикой такого конфликта является его систематичность и психосоматическое проявление: хроническое напряжение может транслироваться в физиологические симптомы (ощущение кома в горле, давление в груди, неспецифические боли).
В проекте «Камень на сердце» личная история автора становится casus’ом для художественного исследования универсального человеческого опыта. Каждый камень в инсталляции — это не просто объект, а архив переживания, материализованный след травмы или конфликта. Работа существует на стыке современных художественных практик (фотография, объект, инсталляция) и психоаналитического подхода, предлагая зрителю рефлексию на тему того, как нематериальные страхи и тревоги обретают вес, форму и, в конечном счете, могут быть осознаны и переработаны через акт творчества.